Исследовав особенности достижения здоровья на Востоке и Западе, единственным способом здравосозидания выделен Путь духовного преображения человека и человечества в целом. Разработанная нами Теория Причинности стала основой технологии здоровья.
Понятие здоровья трактуется по-разному. Для обычного человека ― главное, чтобы не болело и были силы для повседневных дел и работы.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) формулирует понятие здоровья как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Каждое положение этой формулировки ― обще и определено недостаточно.
Концепции здорового образа жизни способы поддержания и сохранения здоровья формировались на протяжении всей истории человечества, однако с развитием цивилизации акцент сместился создравосозидания на лечение болезней и применение лекарственных препаратов, тогда как в средние века медицина и фармакология были еще частью единой концепции здоровья, включавшей научно-философский подход к охране здоровья, который опирался не только на медицину и фармакологию, но и на культуру общения, быта, питания, работы и отдыха, то есть охватывал образ жизни в целом. При этом уделялось должное внимание защите окружающей среды, рациональному устройству жилища.
Здоровье является высшим благом во все времена и в Священном Писании отводится достаточно много места вопросам здоровья, подчеркивая их значимость. «Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства» (Прем.Иисуса 30:15).
В древнем Китае и в древней Греции (Гиппократ) была выдвинута теория о внутренней энергии лечения, названная «Ки, Ци». «Философское отрицание внутренней энергии лечения, казавшееся столь невинным и научно обоснованным в свое время, создало сейчас совершенно неприемлемое положение, когда врачам приходится сражаться с самим организмом» [9].Практические приемы по управлению жизненной энергии разработаны Цигуном и направлены на повышение уровня здоровья, работоспособности, творческих возможностей и на продление срока жизни. Путь к бессмертию Цигун видит во внутренней алхимии, смысл всей методики в очистке: «Для очистки тела служат посты, для духовного очищения ― определенные правила поведения. Помогают изоляция в тишине ― в безлюдном месте… Есть и очистка энергетики» [3]. Однако техника внутренней алхимии сложна и небезопасна для современного человека ― могут возникать энергетические удары с обмороками и разрушением полевой структуры. Мы рассматриваем движение энергии в организме как вторичное, зависимое от состояния тонких тел.
В древней Индии сложились две системы здоровья ― Аюрведа и Йога. В Аюрведе («Книге Жизни») существовал индивидуальный подход к здоровью человека, а болезнь рассматривалась как нарушение гармонии в соотношении первоэлементов (ветер, желчь, флегма). Философия Аюрведы рассматривает жизнь человека как священное путешествие к Истине .
Йога (союз, связь) представляет комплекс статических поз, дыхательных упражнений и медитаций на концентрацию внимания для воздействия мыслью на тело, внутренние органы и системы организма с целью оздоровления и самосовершенствования. Конечная цель Йоги ― слияние индивидуального человеческого существования с абсолютным, трансцендентным существованием, находящимся вне этого бытия. Как показано в [4] не все старые приемы работают на здоровье и духовность человека: некоторые позы и дыхательные упражнения просаживают вниз тонкие тела человека, создают крайне обременительные связи, влияющие не только на здоровье, но и на события жизни.
Основные оздоровительные рекомендации разных времен сводятся к следующим:
Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) ― умеренность во всем.
Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.) ― умеренность, теплые ванны, массаж, морская рыба, виноградное вино.
Салернский Кодекс здоровья (XI – XII века) ― уравновешенный образ жизни, спокойствие, радостное восприятие событий, умеренность во всем.
Луиджи Корнаро (1467 – 1565 гг.) разработал метод гигиенического аскетизма ― ограничил потребление твердой пищи до 420 г, а жидкости до 1200 г в день. Рекомендовал избегать вредного влияния резких изменений погоды, сильных эмоциональных нагрузок и физических перегрузок.
Кристофер Гуфеланд (1762 – 1836 гг.), немецкий врач. Разработал систему «Макробиотика»: разумный образ жизни, умеренность во всем, избегать любых перегрузок, контролировать себя и переносить трудности с улыбкой.
Александр Генио (1833 – 1935 гг.), Президент французской Академии медицины. К концепции гигиенического аскетизма добавил концепцию тренирующих нагрузок и творческой активности. Необходимо также быть оптимистом― воспринимать и видеть положительное в событиях жизни.
И. И. Мечников (1845–1916 гг.) разработал концепцию ортобиоза (правильной жизни), опубликованную в 1907 году в книге «Essaisoptimistes» («Этюды оптимизма»), в которой выдвинута идея сотворчества как важного фактора формирования полноценной жизни и здоровья. Философские идеи рационализма, оптимизма и сотворчества для формирования здорового образа жизни развил доктор философских наук В. М. Шепель [13].
Академик Н. М. Амосов в «Раздумьях о здоровье» [1] выдвинул главные концепции оздоровления:
1. В большинстве болезней виноват сам человек и чаще всего он болеет от лени, жадности и неразумности.
2. Не надейтесь на медицину, которая неплохо лечит многие болезни, но не может научить человека, как стать здоровым, и не может сделать его здоровым.
3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, которые возрастают по мере старости и углубления болезни, но человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда.
4. Для здоровья одинаково необходимы: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание, умение отдыхать и счастливая жизнь.
К. Ниши в 1940 году предложил способ сохранения здоровья, названный «Системой Ниши», обобщивший на то время опыт человечества. Цель Системы Ниши ― выработать у человека привычку жить по законам природы, а также три привычки, необходимые для достижения здоровья: 1) привычку к постоянному здоровью, 2) привычку к постоянному труду, 3) привычку к постоянному учению. «Система Ниши не лечит болезни, а создает здоровье, рассматривая человека как единое целое, неразрывно связанное с окружающим миром и Вселенной» [12]. Человеческий организм рассматривается как саморегулирующая система, поэтому нужно помочь ему пробудить целительные силы и не мешать их действию, для чего «необходимо знать принцип саморегулирования, которое происходит во время болезни. Однако ни один метод сохранения здоровья не может быть практическим и рациональным средством, пока не будет основываться на принципе: понять причину» [12].
Процессы пробуждения духа и становления духовного тела человека вызвали необходимость новой концепции формирования здорового образа жизни и здравосозидания. Человек рассматривается как космопланетарное явление (В.П.Казначеев, Е.А.Спирин, Е.Д.Кузнецов, С.В.Шушарджан), поэтому процесс самоисцеления неотделим от его высшей задачи ― вступление в Со-Творчество (В.П.Гоч).
Разработан Метод Гоча работы в Причине [5,6], охватывающий все тонкие энергетические и духовное тела человека. Оказалось, что с причинами болезней и негативных состояний можно работать: снятие причин приводит к гармонизации пόлевой структуры человека и к выздоровлению. Работа в Причине является духовной, так как план Причин ― нижний план Духовного Мира. Метод Гоча работы в Причине использует и энергетические приемы как дополнительные.
С причинной точки зрения понятие здоровья неотделимо от организации тонких тел человека и его сознания, при искажении которых ни одна из вышеприведенных систем здравосозидания не смогут осуществиться, а возникнут приближения к норме и определенные состояния равновесия здоровья и болезни.В[7] приводенанорма пόлевого состояния человека и указаны причины нарушения здоровья, исходя из Причинности, а не из следствия. Нормой духовного здоровья может быть и болезнь физического тела, когда тело перестраивается при подъеме человека своим сознанием в более тонкие вибрации. Физическое тело имеет свойство отставать от изменений сознания и, тем более, при пробуждении и движении духа. Метод Гоча работы в Причине направлен на разрядку и устранение причин болезни в самом начале их зарождения, отслеживая их по первым признакам и симптомам.
Мы выделяем следующие основные причины, влияющие на здоровье человека:
1. Космические факторы. В результате мощного ядерного синтеза (1973 год) Солнце излучает преимущественно гелий (прежде ― водород), что разрушает озоновый слой Земли, создает дополнительную нагрузку на человеческий организм и вызывает рост электрочувствительности [10].
Вторым по времени, но первым по значимости космическим фактором является Смена Времени (5 января 1992 г.), принесшая тотальные перемены во все события [7].
Сильнейшие солнечные вспышки (2003, 2004, 2013 гг.) и накрывшая 27 декабря 2004 г. Землю энергия взрыва звезды (на расстоянии 30 тысяч световых лет от Земли) влияли не только на работу техники, но и внесли в тонкие и в физическое тела человека мощную избыточную энергию.Космические факторы вызвали необходимость очищения все тел человека и поставили здоровье условием и результатом правильности выбора и действий человека как внутри себя, так и вне.
2. Факторы взаимодействия ― с окружающим миром и с самим собой, организация жизни и отношений. Неправильное взаимодействие формирует причинно-следственную связь (ПСС), искажает геометрию физического Вакуума и пόлевую организацию человека. Злой человек, загрязняющий окружающую среду, эгоистичный и т.п. не может быть здоровым в принципе, а развитие болезни ― вопрос времени.
3. Фактор Пути. Важнейший аспект Духовного Мира, принцип духовного развития. Путь человека вверх (или вниз) складывается из его отношений, из его жизни, а пространство, где проходит Путь, ― сознание. Наработка сознания, а затем раскрытие Со-Знания позволяет человеку стать соработником Богу, творить Жизнь, а не просто существовать как растение или прожигать данную ему жизнь. Здоровье ― неотъемлемое состояние Путника на дороге Мудрости.
4. Духовные факторы. Духовное состояние человека является основой не только его здоровья, но и основой благополучия окружающих его людей и природы. «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Иоан. 6:63). Очевидно, что «не существует локальных заболеваний, болезней органов. Болен всегда человек в целом» [11], однако люди не понимают чем и как заболевает человек. Начальные причинные механизмы возникновения болезни остаются не только нераскрытыми, но и не осознанными. Тибетская медицина выделяет невежество, как основную причину болезней. Мы видим начало болезни человека в искажении своей духовной природы, причем не от невежества, а от неведения ― в отсутствии познания.
Понимание отношений духовной жизни находится в осознании своего творческого Я как подобия и образа Божиих. Задача духовных поисков человека ― перейти от жизни физического тела к жизни духа в физическом теле. Характеризуется необходимостью трансформации физического тела, что значительно облегчается при владении Методом Гоча работы в Причине. Здоровье здесь выступает как условие поиска Пути и как его результат.
5. Факторы питания и физические. Во все времена от человека, вступившего на Путь познания, требовалась гармония тела, мысли и духа. Физическое тело ― только место приложения Силы, которая не удержится в слабом теле, но и наработка (тренировка) силы ради самой силы не приведет к овладению Силой. В вопросе питания необходимо исходить из заботы о физическом теле как о храме Божием: «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смирении и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:23).
В системе физических факторов оздоровления выделяют в основном различные виды гимнастики, массажа, водных процедур, закаливания, дыхания и т.п.― то есть делается акцент на пользу физическому телу в виде хорошего самочувствия, причем в среднестатистическом проявлении. Индивидуальные нормы нагрузок находятся в довольно широком диапазоне и перебор их в любом виде физических воздействий здоровья не дает. Физическая нагрузка необходима, но в меру и предназначена она для подготовки физического тела к приему Силы и действию духа. «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм ― вы» (1 Кор. 3:16,17).
6. Энергоинформационные факторы. «Жизнь ― единая динамическая совокупность трех потоков: вещества–энергии–информации» (Брехман И.И., 1990). Информационное воздействие на человека связано с применением слов, образов, символов и знаков; с передачей знаний, опыта и информации; с организацией жизни человека в обществе. Негативное информационное воздействие ― ложь, намеренное введение в заблуждение, передача неполных знаний, передача образов низшего плана, употребление грязных слов. Любая информация взаимодействует с Вакуумом, поляризуя его, посредством чего происходит передача информации, формирование потока ПСС как пространственно-временной скрутки, по которой протекает энергия. ПСС определяют плоскую геометрию физического Вакуума возле материальных объектов живой и неживой природы, а от качества потока, формируемого внутри ПСС, зависит благополучие и целостность объекта.
7. Экологические факторы. Отношение к окружающей природе является отображением духовного состояния человека. Хотя и существует движение зеленых, бόльшая часть экологических вопросов не решаема без учета состояния пространства места и своего времени людей, живущих и работающих там. Окружающая нас пустота весьма обманчива, пространство весьма сложно по своей структуре и примерно половину болезней человека можно отнести на воздействие геопатогенных зон. Работа в Причине позволяет устранять негативное действие на человека и все живое геопатогенных зон, содержание которых нами раскрыто как причинных дефектов пространства [7].
8. Иррациональные факторы. К иррациональным факторам относятся такие, которые для человека появляются вдруг и неизвестно откуда.Причинность иррационального существует ― это действие Божественной Силы: «Дошла напасть до тебя, житель земли! Вот скоро изолью на тебя ярость Мою и совершу над тобою гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим и возложу на тебя все мерзости твои» (Иез. 7:7-8); и действие человека в Запредельном для него: «Ешьте из благ, чем Мы вас наделяем, и не преступайте в этом пределов, иначе настигнет Мой гнев, а кого настигает Мой гнев, тот погиб» (Коран 20:83 (81). При действии иррационального фактора никакая защита человека, построенная на его личной или коллективной силе, не выдержит, и о здоровье здесь можно только мечтать.
Исследовав особенности достижения здоровья на Востоке и Западе, мы выделяем Путь как единственный способ здравосозидания. «Биосоциальная эволюция человека, развитие различных культур и цивилизаций, Предыстория и история человека дали только три возможных Пути здоровья» [11].
Схематичная модель 1 Пути: знание – действие – здоровье. По этой схеме построены все научно-медицинские рекомендации. «Стратегия достижения здоровья через борьбу с болезнью при помощи лекарств является тупиковой. Кроме того, человеческая душа и дух традиционно не являются научными проблемами, поэтому научные исследования направлены в сторону изучения телесного здоровья» [11]. С причинной точки зрения такое действие часто не только не устраняет причину болезни, но и подпитывает ее.
2 Путь―путь восточной медицины, его модель: вера – действие – здоровье.«Этот путь связан с использованием правил морали и этических норм, выработанных в различных религиях, для создания и сохранения здоровья души человека, для защиты от инстинктивного, низменного животного, дремлющего внутри человека» [11]. В качестве действия применяются обряды, культ, магические процедуры, заклинания, традиции. Большинство методик построены на механизмах внушения и гипноза, измененного состояния сознания или отключения процесса мышления многократным повторением одних и тех же слов, мантр, молитв. Отказ от активности сознания приводит к сенсорной глухоте, то есть симптомы болезни исчезают, не проявляются, но болезнь не исчезает, а прячется в другие формы.
3 Путь ―Путь духовного становления, в котором человек, образ и подобие Творца, действительно становится Его образом и подобием. Этот Путь и является необходимой для нынешнего времени технологией здоровья: мудрость – творчество – здоровье.
Технология здоровья ― комплекс мероприятий, правил, приемов и условий, следование которым или соблюдение которых дает человеку здоровье. Важнейшим условием любой технологии является применение ее человеком и получение благоприятных результатов как по отношению к себе, так и по отношению к другим [2].
Технология здоровья решает следующие вопросы:
· питания как физического, так и тонких энергетических и духовного тел;
· труда и отдыха;
· взаимодействия с окружающим миром;
· взаимодействия с собой ― вопросы духовного становления и познания;
· вопросы раннего обнаружения и ликвидации причин болезней;
· коррекции состояний при стрессах и перегрузках и при дисгармоничном движении по Пути;
· поддержания определенного уровня здоровья и восстановления его.
Первую часть технологии здоровья,мудрость, указали иррациональные факторы бытия: «Главное ― мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7).Мудрость здесь ― не простой синтез знания и веры, а способность увидеть истинное, сокровенное и понять свое предназначение. Мудрый не только видит и знает, но умеет применить свое знание в жизни и жить по нему.
Творческое взаимодействие с реальностью ―второй этап технологии здоровья. «Биологические системы являются открытыми системами, обменивающимися энергией и материей с окружающей средой. При паталогических состояниях они терают способность “корректно” взаимодействовать со средой и “организовывать” собственные процессы» [8]. Уровень взаимодействия человек выбирает сам, выходя таким образом на тот или другой уровень Причинности [7].
Творчество ― не простой синтез различных видов деятельности или соединение различных методик оздоровления, а Со-Творчество Природы и Человека, проявляющего духовное в материи; гармония тела и духа. Творчество проверяется пользой не только себе и обществу, но и окружающей природной среде.
Полное здоровье и высокую творческую активность человек приобретает только в Пути к своему духу. Здоровье ― прямое следствие Пути и милосердие Бога за выбор человеком прямого Пути (Иов. 33:23-24):«Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей» (Иов. 33-25).
В методологии Причинности освоен весь опыт человечества и сделан новый шаг из сложившейся системы на более высокий уровень ― к духу, к познанию законов Духовного Мира. Таким новым шагом в познании и в здравосозидании явилось создание Теории Причинности [7], что позволило ей стать основой технологии здравосозидания.
Л и т е р а т у р а
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. ― М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Белов С.В. О концепции технологии здоровья //Сознание и физическая реальность. ― 2004. ― № 4 (9), с. 47–56.
- Богачихин М.М. Таинственная Ци и пути к бессмертию. ― Запорожье, АИФ «Иннофонд», 1991.
- Гоч В.П. Книга Силы. ― Тюмень, Истина, 1998.
- Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине //Деп. в ДААСП Украины. — 1999. — ПА № 2196.
- Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине // Деп. в Российском авторском обществе. — 18 ноября 2002 года. — № 6029.
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. ― К.: Ника-центр, 1999.
- Гурвиц Б.Я., Крылов Б.А., Коротков К.Г. Новый концептуальный подход к ранней диагностике рака // Сознание и физическая реальность. ― 1998. ― № 3 (1), с. 51–57.
- Источник здоровья / сост. Кознова И.И.). ― М.: 1997.
- Келлер Б. Применение симметротерапии для диагностики и терапии // Тез. и докл. V межд. конференции по БРТ. ― 1999. ― с. 61–84.
- Кулиниченко В.Л. Здоровье как Путь // Проблемы причинности в валеологии. ― 1998. ― № 1, с. 18 – 21.
- Ниши К. Золотые правила здоровья. ― СПб.: 1999.
- Шепель В.М. Ортобиотика. ― М.: 1996.